Как жаловаться на коллекторов

План статьи:

  1. Права коллекторов
  2. Как и кому жаловаться:

    • Обращение в саму службу взыскания.
    • Обращение в Федеральную службу судебных приставов.
    • Обращение в Центральный банк Российской Федерации.
    • Обращение в Роскомнадзор.
    • Обращение в полицию.
    • Формы заявлений

Часть 1. Права коллекторов

Согласно букве закона, кредиторы (банки и МФО) и их представители (коллекторы) имеют право на следующие виды взаимодействия с должником:

  1. Личные встречи разрешены не чаще 1 раза в неделю, телефонные звонки разрешены не более 1 раза в день. И встречи, и звонки возможны в будние дни с 8 до 22 часов, в выходные с 9 до 21 часа по местному времени.
  2. Смс и прочие сообщения разрешается отправлять должнику в количестве не более двух в день.
  3. Письма. На количество почтовых отправлений ограничений нет.

При этом, возможны и другие виды взаимодействия, но только при наличии письменного согласия должника, в котором указаны эти способы.

Организовывать с вами личные встречи, звонить и писать сообщения имеют право только ваш кредитор или организация, профессионально занимающаяся взысканием долгов, которая при этом включена в специальный государственный реестр. Проверить, включена ли организация в такой реестр можно здесь.

Естественно, при взаимодействии с должником, запрещается применять угрозы и физическую силу, портить его имущество, оказывать психологическое давление, вводить должника в заблуждение относительно его прав, прав взыскателя и последствий невыплаты долга.

Без согласия должника запрещается передавать сведения о самом должнике, о размере его долга и иные сведений, причём должник может в любое время отозвать такое согласие. Вне зависимости от наличия согласия должника на передачу о нём информации, взыскателю запрещается размещать информацию о долге в интернете, на подъезде, по месту работы должника и в других местах.

Если должник не хочет, чтобы ему звонили, писали или приходили из службы взыскания по вопросу возврата долга, то он может направить своему кредитору заявление, в котором будет заявлен отказ от взаимодействия со службой взыскания. Образец такого заявления в конце статьи. Если должник отказался от взаимодействия, то кредитор имеет право отправлять только почтовые отправления.

Направить заявление на отказ от взаимодействия можно следующими способами:

  • через нотариуса
  • по почте (заказным письмом)
  • путем вручения заявления под расписку

Направить заявление об отказе от взаимодействия можно не раньше, чем через 4 месяца от возникновения просрочки. До истечения этого срока такое заявление будет считаться недействительным. Если есть судебный акт о взыскании задолженности, то действие такого заявления приостанавливается на 2 месяца после вступления судебного акта в силу.

Коллекторы вправе звонить третьим лицам (членам семьи, друзьям, родственникам, соседям, на работу) лишь в том случае, если должник дал на это свое согласие при получении кредита или займа. Но даже если такое согласие имело место (когда человеку нужны деньги, он, зачастую, подписывает всё «не глядя»), должник вправе отозвать его, направив кредитору письменный отзыв (отказ) заказным письмом с уведомлением о вручении.

Часть 2. Как и кому жаловаться

Итак, я рассказал о том, как должно выглядеть взаимодействие между должником и взыскателем с точки зрения закона. К сожалению, в плоскости взаимодействия должника и взыскателя, очень часто последние прибегают к запрещённым методам взыскания, а именно: часто звонят, направляют много смс. Но это не самые жёсткие методы взыскания и в основном ими пользуются банки, которые, к слову сказать, ведут себя относительно корректно с должниками (в данном случае я говорю про наиболее крупные и известные банки).

Наибольшую проблему для должников представляют микрозаймовые организации, а также коллекторские агентства, которые взыскивают банковские долги, либо же перекупают долги у банков, МФО и страховых компаний, сотовых операторов, коммунальных служб и т. п.

Наиболее распространёнными методами взыскания таких компаний является огромное количество звонков, сопровождающихся нецензурными выражениями и угрозами, как в адрес самого должника, так и в адрес его друзей/знакомых/родственников. Также, должники получают множество СМС в течение дня примерно с тем же содержанием, что и в телефонных звонках. Также, эффективными методами взыскания задолженности, являются частые звонки работодателю должника. Сейчас коллекторы стали активно пользоваться социальными сетями для давления на должников.

Следующим шагом при взыскании просроченной задолженности, является порча имущества должника, разрисовывание подъезда, личная беседа с должником (естественно, в грубой форме) или с его соседями/родственниками/знакомыми.

В любом случае, если взыскатели выходят за пределы своих законных возможностей, описанных в части 1 статьи, то они нарушают закон. По практике могу сказать, что отправка заявления об отказе от взаимодействия, практически не работает. Если вас беспокоят только посредством телефонных звонков и СМС и при этом вы не сильно привязаны к конкретному телефонному номеру, тогда наиболее эффективными способами борьбы будут изменение номера телефона, игнорирование звонков, занесение нежелательных звонков в чёрный список или установка специальных приложений на телефон.

К счастью, есть и другие, более эффективные способы борьбы с давлением коллекторов. Наиболее эффективными способами являются:

1) Обращение в саму службу взыскания;

2) Обращение в Федеральную службу судебных приставов;

3) Обращение в Центральный банк Российской Федерации;

4) Обращение в Роскомнадзор;

5) Обращение в полицию;

Разберём более подробно эти возможности.

Обращение в службу взыскания

Если вас беспокоят по чужому долгу, или, например по вашему, но при этом коллекторы выходят за рамки закона, то нужно обратиться с заявлением с службу взыскания. Если вы ничего не должны коллекторам и вас беспокоят телефонные звонки, то следует отправить в службу взыскания копию договора с оператором связи, для подтверждения того, что они звонят не тому человеку. Если же вы должны деньги, но при этом коллекторы разглашают ваши персональные данные, то следует также обратиться с заявлением в службу взыскания, в котором следует подробно изложить все факты нарушений (размещение информации о вас в интернете, распространение информации о вас другим людям и т. д., частые звонки и СМС, угрозы и т. д.). Подать заявление можно несколькими способами:

  • Отправив заявление почтой (заказным письмом)
  • Через форму обратной связи или через личный кабинет на сайте коллекторской организации (при наличии)

Обращение в Федеральную службу судебных приставов (ФССП)

ФССП является органом, который осуществляет ведение государственного реестра, контроль (надзор) за деятельностью коллекторов, включенных в государственный реестр (ссылка в первой части статьи).

Если же вы не нашли ваших коллекторов в этом списке, то и тогда не будет лишним обратиться с заявлением в ФССП, потому что госорган обязан отреагировать на ваше обращение и провести проверку.

Обратиться в ФССП можно путём личного обращения, отправив заявление по почте, а также через интернет-приёмную на сайте официальном сайте судебных приставов. Если обращаетесь через интернет-приёмную, то следует выбирать структурное подразделение своего региона. Заявление для личного обращения или для отправки его почтой вы можете посмотреть в конце статьи. Но всё же, я рекомендую обращаться или лично, или через интернет-приёмную. При личном обращении у вас на руках обязательно должен остаться ваш экземпляр заявления с отметкой о принятии. Срок рассмотрения вашего заявления составит 30 дней.

Обращение в Центральный банк Российской Федерации

Ещё одним действенным способом при неправомерных действиях службы взыскания является подача заявления в Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ). Образец заявления вы можете посмотреть в конце статьи.

Данный орган занимается только нарушениями в банковской сфере и подавать жалобу в ЦБ РФ следует только в следующих случаях:

  • Коллекторы разглашают сведения, составляющие банковскую тайну (например, пишут о вас в интернете, сообщают сведения работодателю, коллегам, знакомым)
  • Если от вас требуют оплатить чужой долг
  • Если ваш первоначальный кредитор продал ваш долг, и вас не уведомил об этом, а новый кредитор требует от вас возврата долга. Одним из вариантов может быть, если в договоре не было условия о том, что ваш кредитор может продать долг, при этом продажа долга произошла

Подать жалобу можно следующими способами:

  • через специальную форму на сайте ЦБ РФ.
  • по телефону горячей линии (круглосуточно, в рабочие дни) 8−800−250−40−72;
  • отправить почтой по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12.

Обращение в Роскомнадзор

Одной из функций Роскомнадзора (РК) является надзор по защите персональных данных согласно закону о персональных данных в России, поэтому в это ведомство следует обращаться в случае, если коллекторы разглашают ваши персональные данные или звонят на ваш номер по поводу чужого долга.

Если вам звонят по поводу чужого долга, то в РК следует направить об этом заявление (форма в конце статьи). К заявлению следует приложить следующие документы:

  • копию паспорта (в случае обращения через сайт Роскомнадзора или отправки заявления по почте);
  • детализацию звонков/разговоров (выписку), в которой будут отражены входящие вызовы на ваш телефон;
  • копию абонентского договора на номер телефона, на который поступают звонки, заключенного на Ваше имя;
  • сведения, подтверждающие факт направления вами в адрес коллекторов документов, подтверждающих, что они звонят не своему должнику, а вам;
  • ответ от коллекторов (при наличии);

Если коллекторы разглашают ваши персональные данные, то также необходимо направить в РК заявление (форма в конце статьи). К заявлению следует приложить следующие документы:

  • копию паспорта (в случае обращения через сайт Роскомнадзора или отправки заявления по почте);
  • перечень интернет-ресурсов, на которых коллекторы размещают данные о вас;
  • сведения, подтверждающие факт направления вами в адрес коллекторов документов, подтверждающих, что они незаконно используют ваши персональные данные;
  • ответ от коллекторов (при наличии);

Подать заявление в РК вы можете следующими способами:

Срок рассмотрения заявления — 30 дней.

Обращение в полицию

Заявление в полицию следует писать только в том случае, если вам по телефону, по смс, в интернете или лично угрожают, портят ваше имущество, вымогают деньги.

В данном случае, я рекомендую обращаться с заявлением в полицию лично. Обратиться можно в любое отделение. Закон разрешает обращаться как по месту совершения преступления (как правило, это ваш адрес проживания), либо по месту нахождения коллекторов. В основном, заявления принимает дежурная часть. Взамен вам должны в обязательном порядке предоставить талон-уведомление — документ, который подтверждает принятие вашего заявления органами полиции.

Закон предписывает, что абсолютно каждое заявление или жалоба в полицию, если это не анонимное послание, должно быть рассмотрено в десятидневный срок (иногда он может быть увеличен до 30 дней). Свое решение относительно жалобы органы полиции должны оформить путем вынесения постановления — или о возбуждении уголовного дела, или об отказе в его возбуждении. На практике возбуждение уголовных дел в отношении коллекторов по заявлению граждан происходит крайне редко. Но это не снижает ценность заявления! Во-первых, существует вероятность что сотрудник полиции все же совершит полагающиеся от него действия по проверке заявления и свяжется с коллекторским агентством, которое в свою очередь посчитает, что легче оставить вас в покое, раз вы предпринимаете активные действия по защите своих прав. Во-вторых, после обращения в полицию нужно направить копию заявления в адрес коллекторов, что также может способствовать значительному снижению или даже прекращению давления на вас. В-третьих, отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован в судебном порядке или в прокуратуру.

Конечно, обращение в данные органы не является гарантией того, что неправомерные действия в отношении вас будут сразу же прекращены. Нужно быть готовым к тому, что результаты ваших обращений будут не ранее, чем через месяц. Данный срок вызван тем, что гос структуры, в основном, рассматривают обращения именно в этот срок. Для повышения эффективности борьбы с коллекторами, советую подавать заявления в несколько инстанций.

Формы заявлений.

Заявление отказ от взаимодействия — https://yadi.sk/i/abAw_3PY3a8Yee

Заявление в Федеральную Службу Судебных Приставов — https://yadi.sk/i/KnfNGsJK3a8Ymd

Заявление в Центральный Банк — https://yadi.sk/i/yx07LF1Q3a8YrN

Заявление в Роскомнадзор (чужой долг) — https://yadi.sk/i/IOyXVyN73a8Z2j

Заявление в Роскомнадзор (разглашение персональных данных) — https://yadi.sk/i/GaqL2FbR3a8Z9k

Также подумайте о том, что звонки коллекторов, исполнительное производство и связанные с ним социальные ограничения — это симптомы и бороться с ними можно бесконечно. А единственным способом вылечить «болезнь» т. е. долги на сегодняшний день является личное банкротство. Прочитайте описание этого правового механизма в этой статье. Также, напоминаю, что банкротство граждан и организаций — наша единственная компетенция и мы помогли избавиться от долгов уже нескольким десяткам должников. При вашем желании поможем и вам. Консультация бесплатная. Телефон 48−48−58.

Читайте также:

Автор
Дугин Виталий Валерьевич
Руководитель компании
Наверх
Написать в Whatsapp Написать в Whatsapp